Пишите мне по адресу zlatkovsky@mail.ru



 
Новости
Главное
Литература
Личное

Михаил Златковский

Золотая медаль Хорватского союза карикатуристов, 1984
ЛИТЕРАТУРА

Былое и думы

В августе 1992 года пригласили меня в члены жюри выставки карикатуры в Англе ( Франция), городке на северной границе с Испанией, больше известном в русской культуре как фешенебельный курорт Биарриц.

Я с некоторой дрожью и внутреннем ликованием собирался туда - года два назад объявилась в моей московской жизни легендарная в семье бабка. Ну, не очень и бабка, а всего лишь одна из сестер моего дедушки - вы догадались - тоже Златковская, но только немного другая, как может быть другой женщина, воспитанная в эммиграции в сингапурах, прагах, парижах.

В ее воспоминаниях, (а как не верить родному человеку!,) был полный набор недостижимых романтических приключений - первая француженка с дипломом летчика-истребителя, первый чарльстон на крыле самолета, белый рояль от Геринга и танцы на нем в модном берлинском кабаре персонально для великого летчика Рейха - кстати, следующего командира эскадрильи после гибели "красного барона " Эриха фон Рихтофенна, самого удачливого и легендарного пилота первой мировой, знаменитого не только своим рекордом побед в воздушных дуэлях (73, что на 11 больше рекорда Покрышкина, но уже во вторую...), первым "Голубым Марсом" - высшим военным орденом Пруссии ( Геринг был не только "жирной фашистской свиньей", но и блистательным летчиком первой мировой с тем же орденом).

Фон Рихтофенн вместе со своим заместителем по эскадрилье Герингом создавали теорию современной методики воздушного боя, а еще "красный барон" (не потому "красный", что участвовал в революционном движении, как нам пытались объяснить журналисты "Комсомолки", а просто летавший на триплане, выкрашенным в красный цвет) родился и вырос в городке Бреслау, где я провел свое детство после войны... и, как оказалось при встрече с бабкой, немецкий асс был героем детства русской девчушки - пацанки и оторвы с непомерным честолюбием и страстью к приключениям.

И, еще, кстати - именно огромной иллюстрированной книжкой о фон Рихтофенне я засматривался в том моем детстве в бывших старинных немецких городках юго-запада новой Польши... И именно ему посвящен мой рисунок с падающим на землю летчиком - белый шарф, последняя сигара от зажигалки ангела-хранителя, который так и не сумел спасти ведомого...

Я приехал в Париж за несколько дней до официального отправления делегации, созвонился с художниками и выяснил, что на всех есть билеты и в ближайшую субботу мы все летим самолетом из Орли в Биариц.

Часов в 10 была теплая встреча с французами в аэропорту - я их всех уже не раз встречал раньше на различных выставках.

Через пять-десять минут, после подобающих встрече порций виски в баре , вся группа вытащила билеты и спокойно прошла в зал ожидания и только тут выяснилось,что на мою долю билета нет. Улыбки исчезли с лиц и, быстро попрощавшись, художники боком-боком поспешили на посадку.

Положение мое спасла Жаклин, с которой я провел несколько дней в Париже - она с мобильника позвонила организаторам в Англе и выяснила, что никто из парижан не сказал оргкомитету о моем прибытии, что следующий самолет будет только вечером и, уж, точно на этот рейс для меня будет билет. Ждать целый день в аэропорту не входило в мои планы и я купил за свои немногие кровные билет в первый класс - других уже не было.

Представьте себе немую сцену и выражение лиц французских карикатуристов после приземления рейса, когда я поджидал всю группу около траппа общего салона - меня из первого класса выпустили первым.

Нас встречал в аэропоту Jacques FAIZANT - Президент фестиваля карикатуры, встречал он не только меня но и всех ведущих карикатуристов Франции, во всяком случае они себя таковыми считали и считают - CARABAL, BOUTANT, GUS, ITURRIA, PINTER, TIGNOUS.

На следующий вечер было торжественное открытие выставки и банкет в зале приемов мерии. Жак Фейзан, бессменный председатель жюри выстаки и местная достопримечательность, вел вечер заправским шоуменом - он встречал и представлял гостей, сыпал шутками, поддрыгивал ножкой и все делал чтоб нравиться себе и молодым девушкам.

Естественно, это были немногие мнгновения славы и популярности для провинциального художника, в гостях у которого на несколько дней были парижские знаменитости. Вот и министр культуры Франции приехал и еще кто-то из правительства - надо было стараться.

Мне предоставили персонального переводчика, который с французского довольно бойко доносил содержание всех речей и тостов. Я не всегда понимал соль шуток - по многим причинам - из-за незнания местных условий, из-за перевода , но, право, мне казалось, что большей частью это был просто треп, веселый и необязательный.

При полном стечении народа стали представлять членов жюри и победителей. Мы вышли в центр зала, под аплодисменты и туш ударника оркестра раскланивались и каждый признавался в большой чести быть здесь в Биаррице. Мне пришлось и второй раз выйти - Жак Фейзан вручал мне Гран При прошлого года. Он долго говорил обычные слова по такому поводу, мой переводчик исправно переводил мне на ухо и вдруг, после очередной тирады Фейзана, зал грохнул взрывом смеха, все отвлеклись от своих закусок и показывали на меня пальцем. Переводчик отвел глаза в сторону и отказался переводить. - "Это так, ерунда, не стоит внимания", - ответствовал он.

Я жестко объяснил, что он потеряет работу и мне нужно дословно.

Смущаясь, он повторил шутку Фейзана, от которой зал продолжал стонать от хохота. Вот она - "Для Фейзана огромная честь вручить Гран При русскому Златковскому, диплом, медаль и денежный чек. Он, Жак Фейзан, с большим благоговением относится к русской культуре, хорошо ее знает и хотел бы по русской традиции поцеловать троекратно в губы русского, но из-за известной ему эпидемии СПИДа в России не будет этого делать чтобы не быть разносчиком заразы во Франции."

В ответственном слове благодарности я сказал, что для меня большая честь...и т.д. и т. п., но особую признательность я хочу выразить Жаку Фейзану за непоцелуй, так как в сегодняшнем номере NEWSWEEK я прочитал большую статью о статистике заболеваемостей СПИДом в Европе и могу по памяти привести несколько цифр - Англия-..., Испания-..., Франция -180 000 умерло и 1 500 000 заражены, СССР - 700 болеют и 43 погибло. Поэтому поцелуй Файзана примерно в 11 000 раз опаснее для России, чем мой для здоровья Франции. ( Статью в журнале я читал утром в автобусе, когда нас возили далеко в горы смотреть средневековые замки Наварры и обедать в рыбном ресторане, и делать восхождение на вершины, с которых была в дымке видна (?) Памплона - столица испанских басков, и вся французская компания везде пела их песни, а мне нечего было делать.)

Мой переводчик категорически отказался перевести этот текст, поэтому мне пришлось текст повторить для всего зала по-английски. Зал в ответ поначалу молчал, так как французы не знают и не хотят знать никаких языков, кроме своего. Потом то тут, то там стали вспыхивать очаги веселья - несколько добровольных переводчиков все -таки нашлось в зале на двести приглашенных и уже вся публика требовала дословного перевода.

Пришлось моему переводчику приняться за работу и когда он закончил, стало ясно, что я стал не только знаменитостью, но и личным врагом Фейзана - публика валялась под столами.

В течении оставшейся части званного вечера я был центром внимания и получал поздравления. Правда, никто не упомянул в этих поздравлениях о моем Гран При и членстве в Академии юмора - все язвили по поводу Фейзана. Министр культуры заметил, что он уверен, что мне больше никогда не бывать в Англе-Биаррице, что он перескажет мой ответ в Париже, что теперь он понимает, почему Россия - великая страна.

Следующие пять дней в Биаррице я купался, загорал, пил в барах, ходил на прогулки в полном одиночестве, злой и гордый.

Спасал одиночество только недельный праздник басков, которые сразу же нацепили на всех красные пионерские галстуки и кушаки и насильно поили до отвала вином на ночных улицах...да молоденький лейтенант, командир пограничного тральщика, на экскурсию которого нас повели в первое утро, а я и скажу ему, что мой братан - капитан первого ранга, морской пограничник на Тихом, а отец - всю войну рвал мины на фронте, а сейчас - главным по минам в СССР. Лейтенант, каждый день бороздивший Бискайский залив в поисках мин второй мировой войны и рисковавший жизнью, встретив меня ночью на карнавале, заорал: - "О! Русский пограничник и минер!", и уже не отпускал из своей компании, где я перецеловался со всеми напившимися девчонками...

Под каждое утро этой пьяной недели... такого количества блюющих в одно и тоже время я никогда не видел...

И все-таки я понял, почему так была счастлива моя почти что бабушка в Биаррице с Экзюпери и Монтаном...

Когда она меня встретила в Париже и спросила: -" Ну, как? Биарриц?" Я ответил - "Прекрасно! "

Мы долго ехали с ней в электричке в пригород Парижа, на кладбище Сен-Женевьен-де Буа, ждали автобуса и она всю дорогу говорила, как она благодарна мне, что я ее заставил сюда поехать. Потом мы мыли надгробный камень капитана Марковского полка Николая Михайловича Златковского и бабушка плакала... Она здесь не была вот уже десять лет из-за дуры жены Коленьки, который так многого мог достичь в той жизни...

Потом при встечах с французами мне постоянно задавали вопрос:- " А сейчас во сколько раз смертельнее поцелуй Фейзана?"

МЗ

Борис Ефимов

Информация: Издательство "Вагриус" выдвинуло Бориса Ефимова на Президентскую премию 2001 года.

Наконец! Состоялось! Долгожданно!

Снова Ефимов претендует на высшую премию России - Президентскую.

Да, сколько же можно?!

Ни один член отборочного Комитета не откликнулся на выдвижение Ефимова на голосовании прошлого года!

Несмотря на полный провал прошлого года, наш Герой снова лезет в лауреаты!

Что за времена такие на дворе, когда "палач от карикатуры" раз за разом, ничтоже сумняшися, испрашивает себе награду еще и еще за свои неправедные дела?!

Уже ему с лихвой дадено - Звезда Героя, три ордена Ленина, три -Трудового Красного знамени, Орден Почета, 50 -летия Октябрьского переворота, даже первой степени Орден Кирилла и Мефодия от болгар отсоссался... две Сталинские премии и Государственная семидесятых годов... Какой маршал имеет такой набор наград?!

Так нет! Подавай еще 15 тысяч зеленых "детишкам-на-молочишко", а самое главное - патриарху всех преступлений, всех провокаций в карикатуре ХХ века - пожизненную индульгенцию за все черные дела...

А что? Это очень красиво - под занавес жизненного и творческого пути всем этим молодым да недобитым недоноскам-художникам сунуть в нос официальное признание своих заслуг от новой власти - мол, ничего не изменилось-то в этой стране - все так же в почете донос и лизоблюдство!

Ну, как если б мой сосед по генеральским дачам, бывший командир расстрельной команды, был бы награжден медалью "За трудовое отличие"! Впрочем, по праздникам ленточку именно этой медали я вижу на груди отставного энкэвэдешника...

Общий эпиграф к творчеству Академика

"Ссы в глаза - все божья роса"

Помнится, как Ефимов в запале политического негодования как-то грозно бросил в лицо еще тогда молодым художникам фразу: -" Я переживу вас всех и всех вас похороню - мне цыганка нагадала 100 лет жизни, а вы все сопьетесь, или я вас уничтожу!"

Надеюсь, что не всех он все же похоронит, хотя многое ему уже удалось - ушли из жизни раньше срока (не без его помощи!) великие и незаменимые Володя Иванов, Вася Дубов, Олег Теслер, Валера Земцов, так и не получившие право иметь при жизни свои книжки-сборники. (А сколько У Ефимова его сборников и книг воспоминаний?!)

С его помощью... потому что именно он создавал систему, которая не давала возможность реализовать их творческий потенциал, убивала ежечасно своим презрением, умолчанием.

Да, кто он такой - этот Борис Ефимов!?

Что всех хоронит, а сам преспокойно раздает интервью по случаю своего физиологического юбилея журналистам, которые не в курсе дела, а хватаются просто за необычный факт - 100 лет мужику, и, надо же! в здравом уме! Сталина, Гитлера живого видел!!! (Коммерсант № 45, 29 сентября 2000 года)

В предыдущем номере КАРИКАТУРЫ я предъявил инвективы Бор. Ефимову в обладании качеств, которые никому не делают чести, а именно:

"...трус, лжец, доносчик и стукач, предатель и лизоблюд".

Добавлю здесь, что следует повторить и постоянные обвинения в его профессиональной несостоятельности. Никто из лидеров советской карикатуры так плохо не рисовал ни в черно-белой манере, ни,тем более, в цвете... Он так и не поднялся в своем рисовании выше Сапог, однако, это не помешало никчемному мазиле всю жизнь УЧИТЬ рисовать других.

Но о рисовании его всерьез можно и не говорить, достаточно лишь сравнить хотя бы по одному рисунку от Черемных, Дени, Моора, Бродаты, Ганфа, Каневского, Семенова, Ротова, Кукрыниксов, Сойфертиса и - Ефимова, который обладает среди прочих самой большой коллекцией многочисленных званий и наград.

Но я про подленького человечка больше, а не о художнике...

Анализируя многочисленные выступления, интервью, беседы с Героем в дни столетнего юбилея, ничего не пришлось специально придумывать, только присовокупить свой комментарий к его высказываниям. И слова прямой речи Ефимова сами явились доказательствами моих обвинений.

Давайте разберемся...

Итак, по порядку:

Общая газета, 28сентября -4 октября 2000 года

"-Борис Ефимович, вам не страшно, когда вас называют последним великим карикатуристом уходящего века?

- Скорее горько. Cовсем вот недавно умер Николай Соколов- последний из Кукурыниксов..."

У Ефимова нет и тени сомнения в том, что его называют ВЕЛИКИМ. Он просто не знает, или не хочет знать ни о Боске, Шавале, Топоре, Адамсе, Линке, Стейнберге, еще здравствующих Борне, Забранском, Стедмане, Серре, Семпе, Олифанте, Периколли, Райзингере, Мордилло... не счесть числа действительно великих художников.

Ефимову недосуг знать и пытаться разобраться в творчестве этих художников... Зачем? Когда они живут на другом конце света (какими были для нас даже Польша с Чехией). Другого света, который никогда не пересекался с ефимовской страной. Ну, разве что... А кого мы знали еще?! Кроме Эйфеля и Бидструпа? Средненьких рисовальщиком, волею судеб пригретых советской властью, пытавшейся найти себе подобных во всем мире?

А... ну, вот еще - Харрингтон!

Обличитель американизма и империализма, с большим уклоном в черный расизм.. Так надоевший Америке, что пришлось доживать свой век в ГДР...

Три зарубежных имени за весь ХХ век! ЭТО ВСЕ!!!

Наша система обладала прекрасно отработанным механизмом ИЗБИРАТЕЛЬСТВА. Так например, из всего наследия великого поляка Бронислава Войцеха Линке она приняла и издала только его серию "Камни не молчат!" Ну, конечно, вы догадались - о фашистами разрушенной Варшаве!

И НИ ОДНОГО рисунка Линке, кроме этой темы, а их -тысячи!

Нет, Адамса Ефимов все таки знает. Знал, во всяком случае... когда на очередном съезде в шестидесятых, сравнивая западную карикатуру с советской, он приводит примером человеконенавистнической сатиры рисунки Адамса - самого крупного художника ХХ века течения "черного юмора". И, пожалуй, - самого смешного! Объяснять же Ефимову и ему подобным, что Адамс своим творчеством занимался психотерапией общества бессмысленно.

Что же до эпитетов о величии художника, то мы определяем Ефимова бездарным и стереотипным. Не более...

."..сегодня жанр политической карикатуры имеет продолжение?

-Увы, он просто умер,... На современных рисунках изображены непонятные существа. Они безлики, а в карикатуре должны быть настоящие герои и настоящее действие...Конечно есть карикатуристы, например, Игорь Смирнов и Владимир Мочалов, которых я люблю и уважаю."

Первое - у Ефимова или полное отсутствие информации - он ничего не смотрит, или сознательно искажает действительность.

Нет, не умерла политическая карикатура! В стране полным-полно именно политической карикатуры - хотя бы многолетний и ежедневный подвиг в "Московском комсомольце" Алексея Меринова, в рисунках которого полное сходство с высмеиваемыми героями...

Второе - Ефимов путает разные жанры карикатуры. Объясняю Герою, если к своему стыду и столетию он до сих пор не разобрался в элементарных вещах - есть карикатура с портретным сходством, в крайнем своем положении называемая Шаржом (caricature -по английски), и есть обобщающая карикатура, где не важно портретное сходство, а важна идея.

Третье - В карикатуре может не быть настоящего действия и настоящих героев - по определению. Кстати, у самого Ефимова кроме героев серии "Гитлер и его свора" и серии политических процессов тридцатых годов тоже не было настоящих героев.

Четвертое - Игорь Смирнов и Владимир Мочалов могут нравиться Ефимову, но это не значит, что они единственные интересные современные художники. И, если и претендуют на это звание, то, уж, конечно, не Ефимову выносить вердикты - сначала ему самому надо было научиться рисовать.

Ну, например, любиться они ему могут по простой причине "особого преклонения " перед Ефимовым, где выдающимся Мастером прославился Смирнов, которому, кстати, в отличии от Мочалова, никогда не удавалось даже близко передать портретное сходство политиков, да он и не берется. А вот Мочалов блестяще рисует портреты, но не очень - самостоятельные рисунки. Тем мир и ценен - кто-то мастер в шарже, кто-то в условных фигурках... Лишь бы интересно было...

А вот "любили" они Ефимова по простой причине - один, Мочалов, был худредом "Крокодила" самые застойные годы, где Ефимов был и остается бессменым членом редколлегии, а второй-менее одаренный в рисовании, но более изощренный в лизоблюдстве никак не может понять, что ефимовское время кончилось... и...надо быть на всякий случай поближе к начальству - в разные годы к разному - к Арсеньеву, худреду "Комсомолки", где Смирнов начинал печататься, к Дробицкому, Председателю горкома графиков, к Караваевым и Гурову, от которых зависил прием в Союз художников...

К Ефимову - в первую очередь! Академик, Герой, бессменный Председатель Комиссии по сатире при Правлении Союза художников СССР, а прежде всего - ближе, чтоб быть своим среди полит-сатириков, получать работу в "Правде" тогда, а сейчас - ближе, чтоб не трогали Смирнова за сотню рисунков против империалистов, чтоб старичок мог защитить, чтоб дал рекомендацию в Академию.

"...Вот много политиков на "Куклы" обижается...

-На меня вожди не обижались. Сталину и Троцкому нравились мои работы..."

Перед нам классический образчик потрясающего искусства передергивания - Как же не понравились бы Сталину карикатуры на Троцкого, если это были самые омерзительные рисунки периода травли, санкционированные, к тому же, самим Отцом народов !?

Откуда известна нам реакция Троцкого на рисунки Ефимова, где Троцкий крысой, фашистским чудовищем выставлен и, как мы знаем, совершенно безвинно... Безвинно - как фашист и наймит империализма, но правомочно - преступником. Правда, совсем за другие дела.

Да, нравились Троцкому работы Ефимова, но - в 1924 году, когда он написал хвалебное предисловие к первой книжке Ефимова... И, наверное, желчью исходил бывший Наркомвоенмор в конце тридцатых годов при виде пасквилей Ефимова на него, жалея, вероятно, только об одном, что пригрел на груди эту змею.

Само же утверждение "На меня вожди не обижались " срывает все покровы с так называемого искусства Ефимова - ярко демонстрирует основной принцип Ефмимовсой сатиры (и советской в том числе) - Король должен быть доволен работой шута.

Вот это и было основным принципом той сатиры - лаять и кусаться по приказу Хозяина!

"...я мог бы, как Джордано Бруно, пойти на костер, в знак протеста отказаться работать. Но если право распоряжаться своей судьбой имел, то какое я имел право решать судьбу своей семьи?..."

Странное сравнение Ефимова себя с героем позднего Возрождения, абсолютно неправомочное... В том то и дело, что Бруно пошел на костер за убеждения, а у Ефимова никаких убеждений не было и нет, кроме животного желания сохранить свою жизнь и сладко есть и спать, да еще вершить судебные дела в карикатуре - быть Хозяйчиком!

Тем более, что Бруно сожгли за отстаивание им идеи Множественности миров, что совершенно идет вразрез с идеей Ефимова о Единственности и Непогрешимости Великого учения Ленина-Сталина.

Однако, тут (и нельзя не согласиться) в вопросе выбора жизненного кредо. Ефимов прав - Каждый имеет право выбрать свой путь.

Кто-то стреляется как Гамарник, кто-то пишет и распространяет обличительные воззвания, как Ильин, Мандельштам, не скрываясь, читает по всем московским кухням "Мы живем под собою не чуя страны...", Филонов продолжает писать "Пиры Королей" и погибает от голода, Платонов метет дворы... Пильняк расстрелен, как и Хармс..., да, просто кто-то, в конце концов, - рисует детские книжки... или кончаловские букеты сирени, пластовские бани и смерти деревьев.

А еще в это время миллионы без вины расстреляны... Десятки миллионов с исковерканной судьбой...И один из этих миллионов - мой дед Козьма Златковский, заурядный, низенький, очкастый, неприметный священник на Орловщине, вдруг! на удивление всей родни и знакомых ушедший при "сергиянском расколе" в подполье в 1924 году, в Русскую Катакомбную церковь, и так ловко скрывавшийся и скрываемый почитаемой его паствой, что поймали и расстреляли его только 26 ноября 1937 года. Кстати, оставил беззащитную жену с семью детишками... (Здесь, вроде, полагается написать - "не задумываясь оставил". Нет, неправда, очень даже задумыался!)

Как тут, говоря о Ефимове, еще раз не вспомнить заезженную во время перестройки цитату из Шварца - "Все мы учились в той школе, но зачем же быть первым учеником?!" Или более яркий анекдот - "Белые налетели на штаб Чапаева, всех измордовали, надругались, изнасиловали... Собрались после налета поруганные бойцы, а Чапаев - как хряснет Анке. -За что, Василий Иванович, ведь всех же насиловали? - Не за то бью, что ссильничали тебя, а за то, что ПОДМАХИВАЛА!"

Вот и Ефимов первым подмахивал с радостью, выбирая безопастную и сытную стезю прислуживания Хозяину. Но почему сейчас это превозносится как подвиг?!

С каких пор в приличном (и неприличном тоже!) обществе быть проституткой считается доблестью? Ну, можно еще понять, когда шлюха чертовски красива! Красивой бабе многое простительно...

Но когда вокзальная блядь, рывшаяся всю жизнь в дерьме политических провокаций, учит нас жить и рисовать, то становится не по себе - да где мы живем?!

Мы - что? Разучились отличать белое от черного? Или - до сих пор не пришло время сказать всю правду о том страшном времени? Когда упыри по имени Лысенко и Презент вершили свой суд в биологии и генетике, по имени Жданов - в литературе и музыке, по имени Вышинский и Ульрих - судили народ, по имени Ефимов - "смешили" народ, размахивая направо и налево кровавым кистенем сатиры.

Нет, время такого суда давно пришло, но многим такой суд не по душе и не по карману...

"...какие чувства вы испытываете к этому человеку(Сталину)?

-Противоречивые. С одной стороны он был злодеем, убийцей моего брата, а с другой, ничего этого не было бы (Ефимов показывет альбом с карикатурами)..."

Потрясающее по своему цинизму (или по глупости) признание!

Что называется - "вот мы и приплыли". Ефимов сам не понимает, что сказал, в чем признался. Он ведь сам себя прилюдно раздел до исподнего!

И тут никаких "с одной стороны, с другой стороны" вовсе не может быть. Все сказанное Ефимовым - только с одной стороны - Сталин - убийца и злодей - ему нравится Ефимовская работа - потому что эта работа послушного и исполнительного "заплечных дел мастера".

А еще в этих его словах тоскливое признание, что вообще карикатур Ефимова не было бы, если б не тот тоталитарный строй...

Хотя, почему не было б Ефимова? Был бы и рисовал бы где-нибудь в Жмеринке, но только не такую мерзость, а был бы средненьким карикатуристом без этих орденов, звезд и званий, которыми он обвешан за прилежную работу члена "расстрельной команды" политических сатириков.

Это его произнесенное признание - панегрик сталинизму и неожиданное саморазоблачение. Какая же тоска у Ефимова, что все это кончилось!... А ведь в то время даже можно было изменять природу, ссылаясь на одобрение товариша Сталина, как произошло в многократно растиражированной в дни юбилея истории с заказной картинкой против миллитаризации Арктики, куда по своей дурости Ефимов поместил пингвина.

"...Не хотелось бы вам сегодня только начинать?

-Нет. В двадцатом веке больше было почвы для работы. И мне не хочется рисовать карикатуры на современные темы..."

Ну, работы в любое время для сатирика предостаточно, и тут двадцатый век ничем не отличается от другого любого века. И это не старческое ефимовское брюзжание - "в наше время, мол, и вода мокрее была"... Работать на современные темы Ефимову не хочется по одной простой причине - нет больше Хозяина, который бы разрешил безнаказанно ему, шавке от сатиры, рвать на куски очередную жертву, да еще кормил бы объедками со стола. Прошло время, когда Ефимов мог громить с трибун съездов "нечесть", совершенно не опасаясь, что кто-то и в морду может дать.

Комсомольская правда, 28 сентября 2000 года

"...Той традиционной карикатуры, которую законно считали искусством, теперь просто нет... Нынешние же карикатуристы не считают свое творчество искусством. Да и объекта сатиры у них нет. Сегодня очень непросто понять, на кого надо нападать... Сейчас карикатура - просто мазня, набор линий..."

В здравом ли уме человек, произносящее вышесказанное? Конечно, нет сейчас cамого типа ефимовской карикатуры, где по щкуре волка написано - Империализм, а на красной руке, останавливающей очередную опасность - Ограны ВЧК-НКВД. Такого "искусства", слава богу, больше нет! Оно и не считалось никогда "традиционным искусством", а всего лишь - ДОНОСОМ!

Ефимову жаль, а мы не жалеем. И, к тому же, свою работу как раз считаем искусством в отличии от подзаборного рисования Ефимова.

Другое дело, что как и прежде, так и сейчас, и вовеки... в искусстве карикатуры всегда были, есть и будут разные авторы - и плохие , и хорошие. И это совершено естественно. А мастеров жанра сейчас ничуть не меньше, и тем-объектов для сатиры предостаточно, и не в пример - даже больше, чем во время ефимовых.

А вот понять "на кого надо нападать", конечно, Ефимову непросто, а то и невозможно сейчас, так как указки то нет. Нет четкой и зычной команды "Ату его, ату!" Команды, выполнение которой, к тому же, дает полную индульгенцию, снимает всякую ответственность даже перед самим собой.

Как не омерзительно мне было, но как-то я заставил себя в холодной Воркуте 70-го года побеседовать с пенсионером Василичем, бывшим палачом. Тот за бутылку водки многое вспомнил. А когда я спросил его - не мучает ли совесть, он ответил - "что совесть есть и была, да не мучила, иначе с ума сошел бы, и так многие из нашей бригады кончали. А не мучила совесть потому, что муки ее на себя Хозяин взял"...

Вот так и Ефимов, вероятно, переложил муки своей совести на Хозяина.

Нет! Ошибаюсь!

Не было совести ВООБЩЕ у Героя! И вот тому пример:

Вы не поверите! Но это сам Ефимов - никто за язык его не тянул - историю эту рассказал в дни юбилея по телевизору.

Так вот, в 1932 году брат его Кольцов побывал в Германии и в одной немецкой семье приглянулся ему несчастный мальчик Гумберт, которого травили в школе из-за отца-коммуниста. Решил тогда Кольцов РR акцию провести - взял мальчика с собой в свободную страну СССР, ну и "раскрутил" его. Мальчика провезли по всей стране, на всех стройках коммунизма побывал он, во всех пионерлагерях, школах и заводах, со всеми самыми известными людьми, даже маршалами, встречался... И написали, и издали об этой чудной истории книжку с картинками, да с фотографиями - "Гумберт в стране чудес", автор Мария Остел, гражданская жена Кольцова - всей семейкой постарались заработать на мальчонке.

Только пришло время подросшему мальчику трубить в колымских лагерях "немецким шпионом". И просидел он там тринадцать лет(?) И выжил! Объявился в Москве в 1955 году, и - сразу перед Ефимовым!

-"Братан твой затащил меня сюда, братана нет, расстреляли, так вот ты и выручай - хочу обратно, на Родину, в Германию, после всего этого ужаса Страны Чудес!",- так вероятно молвил немецкий "мальчуган".

Что Ефимов делает.. Бежит в Союз писателей - нашел "крайнего" - Гумберт проходил героем КНИГИ - значит разбираться с ним должен Союз писателей - к своему знакомому секретарю Союза и ДОКЛАДЫВАЕТ:

(почти дословно cо слов Героя) -"Старик, послушай, этот парень, Гумберт, представляешь? Что в Германии напишет после десятилетия карагандинских, магаданских, соловецких лагерей?! Вторую часть книги "Гумберт в стране "чудес". Ты понимаешь о каких ЧУДЕСАХ он напишет?! Вот будет шуму! Выпускать его из страны нельзя ни за что!"

Определили "мальчику" Гумберту другую родину - поселили в Крыму, где он спокойно и crjhj помер. И даже Герой поучаствовал в его посмертной реабилитации... показывал по телевизору письма-бумажки на его имя с просьбой посодействовать в реабилитации (у Ефимова на каждый случай припасена своя бумажка!)

А Вы говорите - совесть есть у Ефимова!

"Мазня и набор линий" - соглашусь, конечно есть и такое сейчас, как, впрочем, и было, есть и будет у плохоньких карикатуристов, а вот мастерства в офортной по манере графике Виктора Балабаса тогда ни у кого не было. Не было и такой лиричной философии птичек и долбоебства дураков-генералов Виктора Богорада, трагических притч Владимира Иванова, безумно дурацких и смешных прибауток со стихами Василия Дубова, очаровательных толстячков и муз Теслера, 50 000 карикатур Виталика Пескова, дворников и снеговиков Юрия Кособукина, серии врачей-вредителей Тишкова и его же "Тех, которые живут в хоботе слона", блистательной трехмерно живущей графики и многомерности идей Сергея Тюнина, а сколько еще жемчужин в творчестве Варченко, Сергеева, Скрылева, Орехова, Воронцова, Ненашева, Анчукова, Айнутдинова, Пярна, Лаукса...

Но Ефимову это безразлично - он всеми силами старается очернить, облить грязью новое время по простой причине, что он-то теперь никто, и никто его не уважает и не боится. (Не боялись мы его и тогда, чем он и его клевреты были весьма озадачены в середине семидесятых...)

А сейчас кончилось сладкое времячко для него и ему подобных, когда можно было без зазрения совести использовать чужие темы в "Крокодиле", когда на него работало целое объединение "Агитплакат"... когда квартиры, дачи, мастерские, машины, художественные материалы за бесценок, когда к юбилеям - ордена и звания, когда специально для ефимовых завышенные расценки за почеркушки (это надо же придумать и пробить себе халяву! - всем за рисунки по двадцатке, а Ефимову с Кукрыниксами в десять-двадцать раз больше - вроде как покупка государством оригинала!), когда... да когда ни одна шваль на него пикнуть не посмела бы!

Кстати, в разрушении приемственности поколений, в насаждении вражды в среде карикатуристов Союза художников виноват именно он, Ефимов, который сначала глумливо реагировал на успехи молодых художников (мол, за доллары продаются!), и, очень скоро поняв, какую серьезную опасность для него и иже с ним они представляют, предпринял все меры - помнятся не только его зубодробительные отзывы о творчестве молодых по запросам КГБ, как Главного специалиста в карикатуре - десятилетиями не было приема молодых в Союз художников!

А вот и из моей личной истории совершенно уникальные случаи всемогущества созданной Ефимовым Империи - где он в течении десятилетий, как уже было выше сказано, руководил Комиссией по сатире при Союзе художников СССР - высшего надзирательного органа в карикатуре.

Я, приехав в Болгарию в 1989 году в Габрово за своим "Золотым Эзопом" 1987 года, к удивлению своему обнаружил, что являюсь чуть ли не национальным героем в среде болгарских художников. По простой причине - 10:1 голосоваали за Гран-при для меня члены жюри 1983 года, 11:1 - в 1985 году. И каждый раз единственными возражающим были кто-то из Союза - то ли немощный Старчиков, то ли молодой ублюдочный Крылов. И этот единственный голос (но из СССР!) побеждал! Не давали! Ну, не могли болгарские другари перешагнуть мнение Москвы!

А в 1987 году дали! Только по причине отсутствия очередного посланца Москвы и Союза художников СССР Абрамова в составе жюри на второй день голосования. Как он сам признавался мне - "Заболел я после пьянки, не смог придти!"

Рассказывали мне эту историю поочередно и сам Абрамов и еще человек двадцать. В каждый очередной раз история обрастала все новыми подробностями. В итоге картинка проявлялась такая: 10:1 голосуют за Златковского, перерыв, все идут обедать, Старчиков звонит в Москву, Москва дает характеристику Златковскому (ясно какую!), из ЦК КПСС звонят в ЦК Софии, из ЦК Софии - в Горком партии Габрово, из Горкомв в Дом Юмора Стефану Фортунову, директору фестиваля, тот снимает кандидатуру МЗ.

Это ли не трогательная забота Ефимовская о молодежи!?

"...Путь, по которому вел страну Сталин, в целом был правильным, но он этот путь извратил. Если б Сталин не был таким злодеем, десподом, тираном, он мог бы быть прекрасным руководителем..."

И еще раз повторяю -"В здравом ли уме человек, произносящее вышесказанное?" Какой такой путь был правильным?! Путь, начавшийся Октябрьским переворотом семнадцатого года? Свержением законного правительства, разгоном Учредительного собрания, запретом всех партий? Уничтожением всего, чем славна была Россия? Уничтожением крестьянства, да и всего народа? Путь страха и обмана? Насильственного насаждения штыком и пулей идей коммунизма? Путь, приведший некогда благоденственную державу на помойку современности? Превративший некогда производящую страну в мировой сырьевой придадок?

И ничего Сталин не извращал - он последовательно вел страну и народ по этому пути с самого начала. И никем, кроме тирана, он не мог быть. Он только и был злодеем, десподом!

Да, был и прекрасныи руководителем и организатором... убийств миллионов, разорения села, депортации народов, уничтожения всякой мысли...

Что, весь список предъявлять? Еще раз... снова?

Голод с поеданием человечины на Украине и Поволжье, продажу зарубеж национальных художественных ценностей за бесценок, надуманные процессы-расправы, уничтожение военного и партийного руководства, рабский труд на сторойках коммунизма... насильственное переселение целых народов?

Хватит?

А еще то, что он прошляпил начало войны, бездарно проиграл позорную финскую кампанию, был виновником развязывания холодной войны... а еще - антисемитизм, как государственная политика, уничтожение демократически избранных правительств Восточной Европы, раздел на сорок лет Германии, смертельная вражда с Тито... братоубийственная война в Корее, уничтожение демократического строя в Китае... и последнее его изобретение - дело врачей, в котором Ефимов играл первую скрипку в карикатуре. Впрочем, почему только в деле врачей? По всему приведенному списку Ефимов играл на авансцене, в первых рядах шустрил.

Все сказанное Ефимовым об Отце народов свидетельствует только об одном - Ефимов всю жизнь был глупым человеком, ничего не понимающим в происходящем вокруг себя или топорно играет роль деревенского простачка - мол, знать-не знал, ведать-не ведал...

Ну, дожил до ста... Повезло с генетикой... Сиди себе тихонечко и рассказывай просто о жизни - с кем жил, с кем спал, кого носил на руках, какой Кагор со страху пил в кафе ночью ареста брата, что ел... но только не делай умозаключений о прошедшем и настоящем - сразу видна дурость и бессчестье. Ефимов лжет даже в эти дни своих звездных интервью - лжет ровно так, как лгал всю жизнь, оговариваясь, что ничего не знал, что верил Сталину, что верил приговорам...

Оно и понятно. Под конец земного пути не всякому даны силы признаться, что вся жизнь отдана без остатка неправедному делу, что руки его так же в крови невинных жертв режима, как и руки простого палача. Вот Ефимов и лжет с единственной целью - оправдать себя в глазах общества и в глазах собственных детей и внуков.

Конечно, страшно и непереносимо знать, что твой дедушка политический "убийца" от карикатуры - смешного такого занятия, где скачут веселенькие зайчики и крокодильчики...чаяны, перцы, вожики , шлуоты и стыршелы.

Признаться?

Так нет же!

Всегда был таким, а сейчас вдвойне.

Однако Ефимов чувствует, что что-то изменилось в мире - пришло время отвечать за свои поступки и - вдруг! - Ефимов изменяет свои привычкам - с экрана телевизора бьет себя в грудь - мол, он сожалеет, что участвовал в неправедных действиях - разжигал холодную войну...

Больше ни слова не промолвил... Ни слова о поляках, Югославии, о Бухарине, Рыкове, Зиновьеве, вейсманистах-морганистах - мухолюбах и живодерах, евреях, врачах-убийцах...

Даже эти покаяния о холодной войне вымучены - вот, вроде, беседовал старичок непринужденно в камеру, а как дело дошло до покаяния (вероятно, близкие дедушку надоумили!) так - поджались губки и как по бумажке вымученно весь текст в камеру... быстрее, быстрее, чтоб только отвязались... авось, проскочит... мол, вот ведь - покаялся...

Однако - не отмыть черного кобеля... Ой, только дай Ефимову былую власть - многие бы сгнили в ГУЛАГе... Об этом только и ворочится он во сне - о былом своем могуществе, когда он многолетия заправлял карикатурой в стране.

И что? Вот такого УБДЮДКА наше просвященное общество в лице некомпетентных интервьюеров и Главных редакторов газет, предлагает нам в качестве ГЕРОЯ для подражания?!

Увольте! Мы сами себе выберем героя, но, уж, конечно, это будет не из породы ефимовых...

Так зачем же эта помпа с юбилеем Ефимова и и кому нужна?

Прежде всего всем тем, у кого рыло в пушку.

Ну, Кербелю, Герою Соц. труда и прочая, и прочая... ставившему всю жизнь монументы классикам марксизма-ленинизма и премированному за свои никчемные скульптуры из кармана народа ...

А в нашем деле прежде всего - тому же Смирнову.

А еще нужен этот юбилей, опосредованно, всевозможным сереньким б.... и иже с ними, которые пытаются вершить дела (и, как они считают, успешно!) в нашем деле! Они визжат на каждом углу, что именно они определяют лицо российской карикатуры!

Главное - чтоб было ШИТО-КРЫТО, чтоб никто не догадался, что все они бездари...

Нет, не будет ШИТО-КРЫТО, пока есть это издание...

Михаил Златковский

P.S. На этом запал мой по поводу ефимовых иссякает. Обещаю,что кроме надгробной речи, больше ничего не буду говорить о Ефимове. Но уж над гробом Героя сказал бы все.

Не приглашайте... Стыдно будет за покойника.

Как сказал Вадим Борейко в 1987 году - " На похороны Ефимова Златковский пришел со своими гвоздями".

Красиво сказано, но не приду из-за мерзости. На гвозди и молоток средств не жалко.

P.P.S. И, тем не менее, - Сто лят!

Мои личные поздравления Борису Ефимову!

Я могу преподнести мои поздравления только в том, что он унаследовал отличную генетическую способность к физиологической продолженности своей жизни.

Правда, с большим трудом себе представляю, как наша несчастная страна выдержала бы и предполагавшееся долголетие его старшего брата - Михаила Кольцова, который по просьбе Сталина в день ареста и не замедлящего себя ждать последующего расстрела читал разъяснительную лекцию в ЦДЛ для писателей о только что вышедшем Кратком курсе истории ВКП(б)!

Можно себе предположить содержание этой лекции!

Если жизнь с творчеством Ефимовым столь была чудовищна, представьте себе, как бы поучаствовал в извращении реальности его более талантливый брат при таком генетическом долгожитии!

МЗ

И опять, как в прошлом году, мы направляем наш официальный протест в Комиссию по премиям.



Чарльз Шульц (1923-2000)

Как всегда с большим запозданием - мы далеко живем от центра мира - пришла весть, что на 77 году жизни не стало на этом свете Чарльза Шульца - мировой легенды в среде карикатуристов.

Шульц стал легендой не из-за популярной серии маленьких комиксов -стрипов о смешных приключениях Земляных орешков - Peanuts, которую он придумал давным-давно. Хотя сама серия и является знаменитой из-за особой недетской философии ее героев.

Особая популярность Шульца в его баснословных гонорарах - в течении последнего десятилетия он неизменно занимал первые места в списке журнала Forbes, посвященном заработкам художников-журналистов.

Причем в этих списках он всегда был первым с колоссальным отрывом от всех остальных карикатуристов. Ну, возможно ли себе вообразить, что карикатурой можно за год заработать 70 миллионов долларов!? Как-то оказавшийся вторым в этом списке Джефф Мак Нейли, политический карикатурист "Chicago Sun", заработал всего (!) 12 миллионов. А так - никто и близко не подбирался к шульцевским цифрам.

Скрупулезно подсчитаны -количество опубликованных рисунков знаменитой серии - что-то около 370 тысяч, количество стран, где Орешки регулярно появлялись в средствах массовой информации- 77, и даже приблизительно известна общая сумма гонораров - по разным оценкам от 700 миллионов до 1 миллиарда!

Эти сумасшедшие цифры не только от публикаций в газетах, это и воспроизведения Снуппи - любимой детьми собачки и других героев Орешков на майках, кружках, полотенцах и сарафанах...в рекламе, да - везде... Раскручивая Шульца и его непритязательные рисуночки, целый департамент синдиката King Features, с которым он был связан многолетними контрактами, доказал, что продать можно ВСЕ. Единственное, что требуется от карикатуры - она должна быть доступна для понимания (желательно на уровне детского сознания) и мила.

Положение Шульца было, есть и останется в американской карикатуре совершенно особым - конечно же, не из-за его мастерства художника, а из-за денег. В мире чистогана положение в социуме зависит не от того, какой ты художник по сравнению с Гойей, Дюрером, Домье...Топорм... Работает весьма популяпная аксиома - "Если ты такой умный - почему ты такой белный?!" Впрочем, эта сентенция начинает и у нас доминировать... А еще, помните? "Деньги не пахнут".

Мне довелось видеться с Шульцем в 1993 году в Бока Ратон, пригороде Майами -жилом массиве для выше среднего уровня класса, где на огромной площади в два гектара происходила закладка Первого камня в фундамент Музея Карикатуры. Конечно, поскольку дело происходило в Америке, то- самого-самого... самого большого, самого богатого, самого престижного музея, но пока - размещенного только в маленьком строительном вагончике. (В два этажа огромное здание музея было открыто в 1995 году).

На торжественные мероприятия 1993 года были приглашены все знаменитые американские карикатуристы. Среди них ничем не выделялся в своем поведении и скромный, красивый, бодрый и спортивный старичок Шульц - так же дурачился, веселился, пил и таскал с блюд всевозможных фуршетов куски заливной рыбы и мазал халявную икру на полбатона хлеба.

Но в Новый свет Джо "приехал не с этой шуткой", а с идей, давно вызревавшей в умах многих художников и только Джо реализованной наконец - издание специализированного журнала по проблемам карикатуры и парадоксального искусства.

Небогатый венгр вложил все свое состояние в этот роскошный журнал, вся его семья - жена и трое сыновей работали над изданием "Witty World". К 1993 году вышло около 14 номеров, где освещались все новости и проблемы международного движения в карикатуре. Журнал имел бы большой спрос в мире, если б не его цена - неподъемная для художников стран второго и третьего мира - 8-10 долларов за номер.

Джо делал все возможные акциии по продвижению журнала, но... почти без результата. Многие художники хотели бы получать регулярно журнал, но вот платить... это ж надо было переводить деньги в США, а и до сих пор эта процедура проблематична. Да и большие деньги...

Самая большая акция Джо и его журнала - проведение Международной выставки карикатуры в Будапеште в 1989 году. Толпы народа и толпы карикатуристов со всего мира - это был самый большой форум карикатуры за все ХХ столетие. Два парохода по Дунаю с бесплатной выпивкой, сплошные круглые столы и конференциии, симпозиумы по обмену опытом, по новой технике, по цензуре, по защите прав и авторского права...акции против плагиата, роскошные и доступные молодые мадьярки, королевский дворец с выставкой в Пеште, ночи напролет в беседах, спорах, знакомствах... пиво и водка рекой... Было впервые ощущение настоящего профессионального праздника и нужности тебя и твоей работы - сплошные интервью для ТВ, радио, газет - рушились Стены холодной войны и изоляции...

Но - это был краткий миг счастья. Будапешт не дал серьезного приращения тиража журнала. Джо все больше и больше сталкивался с денежной проблемой в издании. Единственным рынком, способным прокормить журнал оставалась Америка из-за огромных гонораров карикатуристов здесь. Огромных, конечно же, только по сравнению с остальным миром. Сто долларов - это обычный гонорар за рисунок в Америке, в то время как в какой-нибудь Индонезии это полугодовая зарплата.

А вот Америка не приняла журнал. По единствнной причине - Джо со своим европейским мышлением видел свой журнал форпостом философской карикатуры, карикатуры Хода, Приема, Гэка, а никак не изданием про политическую ежедневную карикатуру Америки, не журналом о искусстве комиксов.

В Америке обобщенной карикатурой занимаются 5, ну от силы десять человек, среди которых по-настоящему интересным (ну, напрмер - по моему счету...) только один - Бред Холланд (как-нибудь время придет - покажем его рисунки). Да и то - он в последние годы исчез со страниц центральной печати - занялся живопиью.

Если не принимать в расчет великого Сола Стейнберга -Бога в нашем деле при жизни - это явление хотя и существующее в американской культуре, тем не менее, абсолютно неестественное... (О Стейнберге потом, в следуюших выпусках).

А вот ежедневной, актуальной политической карикатурой занято около тысячи художников, причем многие из них на так называемых штатных должностях в редакциях газет - Трюдо,. Олифант, тот же Мак Нейли. Это первые имена. (У нас только Меринов и Богорад на ставках).

Да прибавьте сотни и сотни авторов комиксов - и больших, на несколько страниц, а то и книг, и - маленьких - strip cartoons - 4-6 картинок, где признанными лидерами Джим Девис со своим котом Картфильдом, Мел Лазарус, Серджио Арагонес, я уж не говорю о коллективах (меняющихся не одно деситилетие) авторов Супермена, Бетмена и других Пауков. И лидер продаж на этом поприще - Чарльз Шульц.

Джо Сабо пришлось по ходу дела менять в Америке профиль своего журнала - он стал все больше и больше освещать американскую тематику - Джо напечатал даже несколько хвалебных страниц о творчестве Шульца и о других богатеньких мастерах. Никаких результатов - никто не помогает. Общее, казалось бы, дело - журнал про вас, карикатуристов, но - нет, безразличной оказалась Америка.

И вот - счастливый случай свел Джо со всеми великими в одном месте. В Америке эти встречи, особенно вечеринки -parties - используются максимально продуктивно - не может быть и речи о том, чтоб кто-то нажрался там, валялся под столом, блевал в хозяйской ванной или с балкона... Ни-ни! Все используют шанс завязать нужные связи, знакомства, все готовятся заранее - к кому и как подойти вовремя, эдак, непринужденно, как равный с равным заговорить и незаметно свернуть на нужную тему...

Джо блестяще справился с задачей - он выцаганил у Шульца свидание-аудиенцию на следующий день. Джо был счастлив - Шульц, который совершенно не любит деловых контактов и общается только через своих агентов и менеджеров, согласился побеседовать в своем номере отеля о проблемах журнала Witty World. Немалую помощь оказал Джо и я - в ту пору был экзотической для Америки звездой советской политсатиры - гость Госдепартамента...

Джо имел право просить меня о помощи - вот уже несколько лет я исполнял в журнале функции соредактора по странам Восточной Европы.

На следующий день мы были в президентском номере у Шульца, который мило и с интересом нас выслушал. Говорил и жестикулировал, конечно же, больше Джо - это был его звездный час! Я только поддакивал о важности журнала и желательности помощи в размере 30-40 тысяч на благое дело - сущий пустяк для Шульца. Тем более, что Сабо клялся отдать обязательно эту сумму - вот, как только раскрутит журнал.

-Ну, что ж, - сказал Шульц,- убедили!

Звучало это по-американски весьма ободряюще - Well, well, well...

Великий и всемогущий Чарльз Шульц поднялся с кресла и удалился в соседнюю комнату - конечно же, за чековой книжкой!

Джо выдыхнул и сглотнул слюну: - А вдруг 50 даст!?

Старик медлил... И вот он вынес из спальни ...

Он вынес...

Джо и мне в подарок...

В его руках были две белые майки с собакой Снуппи!




russian
english



Новости






Главное






Литература






Личное





 советую:
  Виктор Шендерович
  Владимир Вишневский
  Михаил Жванецкий
 © 1970-2002 Михаил Златковский
© 2001-2002 Владимир Липка, разработка
заставка